ВОПРОС-ОТВЕТ

Разработка проектной документации

ВопросОтвет
Кто утверждает проектную документацию?ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 3 п 5: К должностным обязанностям специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования в том числе относятся — проектной документации.
Кто имеет право выполнять функции по организации разработки проектной документации?ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 1: Специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта
Относится ли разработка рабочей документации к архитектурно-строительному проектированию?Да. Относится — ГрК РФ Статья 48. Часть1: Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений …. .
Возможно ли разрабатывать сразу рабочую документацию?ГрК РФ Статья 48. Часть 2.1: …..Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
На все ли объекты требуется разработка проектной документации?ГрК РФ Статья 48. Часть 3 и  3.1: Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.  Выше указанные положения не применяются в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.  
Правомочно ли возложение обязанностей на проектную организацию получение технических условий?ГрК РФ Статья 48. Часть 5.2: Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено ……………….  обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В какой форме применяется техническое задание на проектирование?ГрК РФ Статья 48. Часть 12.4:    Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.        Таким образом на бюджетные объекты форма задания должна соответствовать  Приказу Минстроя России от 21.04.2022 N 307/пр «Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2022 N 68783)        На остальные случаи требования не установлены.
Какие сведения о товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов указывать в проекте?Положение № 87 не содержит требований о включении в проектную документацию сведений о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов, равно как и запрета на указание данных сведений. Минстрой РФ в письме  от 04.10.2022 № 51210-CM/08 указывает: «…целесообразно не включать в проектную документацию сведения о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, изделий и материалов, а указывать только их характеристики с возможностью замены на аналоги, соответствующие установленным характеристикам.
При этом в задании на проектирование возможно указание конкретного оборудования, если это необходимо».
Каким образом осуществляется разработка проекта на инженерные сети объекта находящиеся за границами участка?ГрК РФ Статья 52.1. Часть 7:   В случаях, определенных правилами подключения (технологического присоединения), лицо, с которым заключен договор о подключении (технологическом присоединении), по согласованию с правообладателем сети инженерно-технического обеспечения вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию сети инженерно-технического обеспечения, расположенной за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения (технологического присоединения) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Кто должен разрабатывать проект присоединения инженерных сетей к объекту?ГрК РФ Статья 52.1. Часть 8:   «Правилами подключения (технологического присоединения) могут устанавливаться случаи, когда в границах земельных участков, предоставленных в целях жилищного строительства и (или) в целях комплексного развития территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения осуществляются правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения, с которыми заключены договоры о подключении (технологическом присоединении)».    В остальных случаях  — обязанность по разработке проектной документации возложена на проектную организацию согласно договора на проектирование.
Требуется ли разработка проектной документации для проведения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства?В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в редакции Закона № 342-ФЗ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметной документации на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком, содержащего перечень дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. При том застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации. В случае если финансирование капитального ремонта осуществляется с привлечением иных средств, подготовка проектной документации осуществляется по инициативе застройщика.
 

специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования

Вопрос               Ответ
Какие права имеет специалист по организации архитектурно-строительного проектирования?  ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 1: Специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта
Каковы обязанности специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования?ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 3: К должностным обязанностям специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования в том числе относятся: 1) утверждение заданий на проектирование объекта капитального строительства; 2) представление, согласование и приемка результатов работ по подготовке проектной документации; 3) утверждение проектной документации.
Имеет ли право специалист по организации архитектурно-строительного проектирования вносить изменения в проектную документацию?ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 4: Утверждение в соответствии с частью 15.2 статьи 48 ГрК РФ подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
С какого момента специалист по организации архитектурно-строительного проектирования имеет право выполнять свои функции?ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 7: Специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования осуществляют указанные в части 1 или 2  статьи 55-1 ГрК РФ трудовые функции со дня включения сведений о физических лицах в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Каковы требования к кандидатам на внесение в национальный  реестр специалистов?ГрК РФ Статья 55.5-1.  Часть 10: Сведения о физическом лице включаются в национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям: 1) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки в области строительства; 2) наличие стажа работы на инженерных должностях не менее чем три года в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства; 3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет или не менее чем пять лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей; 4) не реже одного раза в пять лет прохождение в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей; 5) наличие документа, подтверждающего право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации такой документ не требуется; 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Какое конкретно наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки в области строительства требуется для внесения в реестр?Перечень направлений подготовки в области строительства в новой редакции утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2020 N 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства».
  

Экспертиза проектной документации

 Имеет ли право организация после устранения замечаний, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, представить проектную документацию для проведения повторной экспертизы без дополнительной оплаты?Согласно пункту 44 Положения № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. За проведение повторной государственной экспертизы, согласно пункту 58 Положения № 145, взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается только в отношении жилых объектов капитального строительства, документы по которым направлены для проведения повторной государственной экспертизы в течение 10 рабочих дней после получения отрицательного заключения.
Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования после вступления в силу Закона № 342-ФЗ?В соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (в том числе в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования). Вместе с тем, у застройщика, технического заказчика сохраняется право в соответствии с частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ по собственной инициативе направить проектную документацию, подготовленную по таким объектам, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу. При этом не отменяется обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Заказчик определил заявителем на проведение государственной экспертизы генподрядную строительную организацию. Необходимо ли в такой ситуации заявителю иметь лицензию на выполнение функций заказчика-застройщика для представления проектной документации на государственную экспертизу? Требуется ли внесение изменений в утвержденное задание на проектирование в части указания в нем заявителя?Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее- Положение), заявителем в организацию по проведению государственной экспертизы помимо технического заказчика, застройщика может выступать любое уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с соответствующим заявлением, а также лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ). Пунктом 13 (и) указанного Положения установлено, что, в случае если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком, лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ его полномочия должны быть подтверждены документами, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.
Что входит в состав документов для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на государственную экспертизу? (перечень)В соответствии с п.14 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее — Положение) для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий предоставляются документы, указанные в подпунктах «а», «е», «ж», «и» — «к(2)» и «о» пункта 13 Положения, а именно:
а) заявление о проведении государственной экспертизы;
е) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
ж) задание на выполнение инженерных изысканий;
и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) (если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком, лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы или договора о проведении государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения должны быть оговорены специально;
к)  выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику, лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, или действительная на дату, предшествующую дате представления документов на государственную экспертизу не более одного месяца, в случае если застройщик, иное лицо (в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ) одновременно является лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (представляется в случае, если в соответствии с законодательством РФ требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий).
В случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий переданы застройщику до 1 июля 2017 г., представляются выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику), если в соответствии с законодательством РФ получение допуска к таким работам являлось обязательным до 1 июля 2017 г.;
к(1) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «к» настоящего пункта);
к(2) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ;
о) соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, заключенное между органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственными внебюджетными фондами, органом местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, и бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования (в случае, установленном частью 1.1 статьи 48 ГрК РФ);
п) доверенность, подтверждающая полномочия должностного лица действовать от имени органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица (представляется в случаях, предусмотренных подпунктами «л(7)» и «н» настоящего пункта). 
Что собой представляет информационная модель?В соответствии пунктом 10.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.
 Разработка информационной модели является обязательной? В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства является обязательным в случае, если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заключен после 1 января 2022 г., за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.
В остальных случаях разработка информационной модели не является обязательной.
Что является предметом оценки информационной модели?Предметом оценки является соответствие информационной модели требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, иным требованиям, установленным законодательством, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Оценка информационной модели проводится по правилам, предусмотренным для проведения государственной экспертизы, в том числе на предмет достаточности сведений в объеме, необходимом для проведения оценки информационной модели требованиям технических регламентов
Где указаны требования к формату представления информационной модели?Представление на государственную экспертизу проектной документации, подготовленной в форматах, которые используются для подготовки информационной модели, нормативными правовыми актами в настоящее время не предусмотрено.
Требования к форматам выдачи результатов информационной модели в целом или же ее отдельных частей должны быть указаны в требованиях заказчика к информационной модели и зафиксированы в плане реализации проекта с использованием информационного моделирования. 
Подлежат ли оценке в рамках экспертного сопровождения результаты инженерных изысканий?Не подлежат, так как в соответствии с п. 17(3) Положения № 145 для проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию представляется часть проектной документации!!, в которую внесены изменения
Сколько раз можно сдавать откорректированные разделы проектной документации в рамках договора на экспертное сопровождение?В течение действия договора на экспертное сопровождение. При этом на оценку может быть направлена только одна заявка застройщика. В случае если поступила заявка на оценку, но еще не завершена оценка на соответствие требованиям по предыдущей заявке, то специалистом по приемке будет отказано в удовлетворении этой заявки.
В каком случае возможно провести экспертное сопровождение?Согласно требованиям Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение) государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения проводится при наличии положительного заключения государственной экспертизы. Услуга оказывается той же организацией, что проводила первичную государственную экспертизу. Для заключения договора на экспертное сопровождение необходимо:
— заполнить заявление в личном кабинете Заказчика на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и (или) в подсистеме взаимодействия с заявителем автоматизированной информационной системы «Главгосэкспертиза» (пункт 18 Положения №145);
— представить документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее — договор) должны быть оговорены специально;
— представить документацию в соответствии с пунктом 17(3) Положения № 145 в соответствии с требованиями к форме электронных документов  установленными приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
О порядке проведения экспертного сопровождения в части проверки достоверности определения сметной стоимостиПредмет экспертного сопровождения, согласно части 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункту 45(2) Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), включает оценку соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
Как видно из приведенных норм предмет экспертного сопровождения не включает оценку результатов инженерных изысканий, а также оценку достоверности определения сметной стоимости (в случае если изменения вносились в смету на строительство, реконструкцию).
В том случае, если в ходе экспертного сопровождения в результате изменений, внесенных в проектную документацию, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства изменилась и не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заявитель представляет в экспертную организацию заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в котором указывается информация о выданных по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения заключениях и о необходимости отражения в выдаваемом заключении выводов в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции (пункт 17(4) Положения  № 145).
Таким образом, основанием для проведения проверки достоверности сменой стоимости в рамках подготовки заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения является изменение сметной стоимости строительства (реконструкции), которая не соответствует стоимости, установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований
Что является предметом экспертного сопровожденияПри проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
Предмет экспертного сопровождения установлен частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ и пунктом 45(2) Положения  № 145, в соответствии с которым оценка результатов инженерных изысканий, а также оценка достоверности определения сметной стоимости (в случае если изменения вносились в смету на строительство, реконструкцию) при проведении экспертного сопровождения  не осуществляются.
При выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, установленном в подпункте «б» пункта 17(4) Положения  № 145, осуществляется проверка сметной стоимости.
Порядок проведения экспертного сопровожденияС целью заключения договора об экспертном сопровождении в организацию, проводившую государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, заявитель представляет документы, предусмотренные подпунктом «а» (кроме сведений, указанных в абзацах пятом — седьмом) и «и» пункта 13 Положения  № 145.
Договор об экспертном сопровождении заключатся на 1 год, срок действия такого договора может быть продлен на срок не более одного года. Количество пролонгаций договора не ограничено.
В пределах срока действия договора об экспертном сопровождении заявителем неограниченное число раз могут представляться внесенные в проектную документацию изменения для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.
В рамках одного договора об экспертном сопровождении может быть проведено неограниченное число оценок соответствия в рамках экспертного сопровождения, по результатам которых может быть выдано несколько заключений государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения.
В случае, если представляются документы в электронной форме, заявление и документы для заключения договора об экспертном сопровождении необходимо загрузить через личный кабинет заявителя в АИС «Главгосэкспертиза», при этом обратите внимание на заполнение следующих реквизитов при загрузке:
— «Цель обращения» необходимо выбрать в зависимости от того, по какой услуге было получено положительное заключение – ПДРИИ; ПДРИИ включая ПДОСС; ПД после ИИ; ПД после ИИ включая ПДОСС;
— «Подать заявление» — «Выберите тип обращения:
● Обращение для повторного проведения государственной экспертизы»;
— «Причина повторного обращения»: «Экспертное сопровождение»;
— в заявлении необходимо указать всех исполнителей работ, указанных на титульных листах ПД, включая исполнителей работ по разделам ПД, в которые изменения не вносились, а также старой и новой генеральной проектной организации (в случае её изменения).
При появлении системного сообщения о загрузке проектной документации, загрузить файл, внутри которого написать «не требуется».
Заявление с целью заключения договора об экспертном сопровождении по образцу, размещённому на сайте, необходимо загрузить в папку «Иные документы».
Создать заявление для заключения договора на экспертное сопровождение можно путем копирования старого заявления.
Исключена возможность копирования заявлений, которые были поданы, как связанные по услугам:
экспертиза ПДРИИ+ПДОСС,
экспертиза ПД после ИИ+ПДОСС.
Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, определённом законодательством о защите государственной тайны.
 
 
Предмет экспертизы обоснования инвестиций
Предметом ЭОИ является оценка:
а) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений в целях возможности их реализации при подготовке проектной документации объекта капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также с учетом результатов инженерных изысканий;
б) оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства;
в) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов с учетом основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства, современного уровня развития техники и технологий, применяемых в строительстве;
г) обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства — с учетом документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
д) целесообразности использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
е) достаточности исходных данных, предусмотренных проектом задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;
ж) оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства;
з) правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования
Где взять перечень разделов проектной документации и их содержания?Состав разделов проектов документации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
Как продлить срок проведения государственной экспертизы на 30 дней? Каковы требования к оформлению заявления?На основании пункта 29.1 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение), срок проведения государственной экспертизы (далее – срок экспертизы) может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 30 дней в порядке, установленном договором о проведении государственной экспертизы (далее — договор). В соответствии с пунктом 31 Положения при проведении государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» заявителям предоставляется возможность осуществлять оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором. Согласно условиям договоров, заключаемых в ФАУ «Главгосэкспертиза России», оперативное внесение изменений осуществляется в срок, определяемый ФАУ «Главгосэкспертиза России» с учетом объема и характера недостатков, выявленных в проектной документации в ходе экспертной оценки. При этом условиями указанных договоров предусмотрено, что заявитель вправе обратиться с заявлением о продлении срока экспертизы до истечения срока, определенного ФАУ «Главгосэкспертиза России» для оперативного внесения изменений в проектную документацию. В связи с тем, что требования к оформлению заявления о продлении срока экспертизы законодательно не установлены, указанное заявление оформляется в свободной форме.
В каких случаях осуществляется проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости после получения положительного заключения?Основания для проведения повторной государственной экспертизы в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, указаны в пункте 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), а именно: а) внесение изменений в проектную документацию, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), — в данном случае проведение повторной государственной экспертизы является обязательным; б) внесение изменений в проектную документацию, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, — в данном случае проведение повторной государственной экспертизы осуществляется по инициативе застройщика. Кроме того, застройщик или технический заказчик на основании пункта 2 части 3.3 ГрК РФ по собственной инициативе может направить проектную документацию (включая случаи, когда в неё вносились изменения) для проведения повторной экспертизы. Вместе с тем, при внесении изменений в сметную документацию следует учитывать положения пункта 45 (13) Положения № 145, согласно которому сметная документация направляется на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, если застройщиком принято решение о внесении изменений в сметную документацию, связанных исключительно с применением новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, без внесения изменений в физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком). В случае, когда внесение изменений в сметную документацию связано только с применением индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, необходимость направления такой документации для повторного рассмотрения определяется застройщиком самостоятельно.
Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор

Вопрос по Методике определения нормативных затрат на информационное моделирование с учетом использования технологий лазерного сканирования и фотограмметрии. 2022 г. Как проводить расчёт создания цифровых инженерно-топографических планов по результатам съемки методами ЦАФС, ВЛС, МЛС и НЛС?
В соответствии с пунктом 58 Методики определения нормативных затрат на информационное моделирование с учетом использования технологий лазерного сканирования и фотограмметрии, утвержденной приказом Минстроя России от 30.03.2022 № 221/пр (далее – Методика № 221/пр), нормативными затратами на фотограмметрические работы, выполняемые по материалам топографической съемки методами воздушного лазерного сканирования в сочетании с цифровой аэрофотосъемкой с применением беспилотных летательных аппаратов и цифровой аэрофотосъемки с применением беспилотных летательных аппаратов, учтено выполнение работ по созданию ортофотоплана в масштабах, предусмотренных заданием или программой.
Нормативные затраты на работы по созданию цифровых инженерно-топографических планов, выполняемые по материалам съемок, произведённых методами МЛС, НЛС и ВЛС, в Методике не приведены.
В п. 2.1.25 СБЦ на проектные работы для строительства «Искусственные сооружения 2015 г.» и п.3.12 «Автомобильные дороги общего пользования. 2007 г.» приведены коэффициенты за усложняющие факторы. Просим разъяснить, являются ли эти коэффициенты усложняющими, которые при расчете необходимо складывать — в соответствии с пояснениями по п. 3.14 (абзац 1) Методических указаний изд. 2010 г.? Или они являются ценообразующими и перемножаются в соответствии с пояснениями по п. 3.14 (абзац 2)?Пунктом 3.12 справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Автомобильные дороги общего пользования», утвержденного письмом Росстроя от 09.10.2007 № СК-3743/02, и пунктом 2.1.25 справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Искусственные сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 27.02.2015 № 140/пр, определены факторы, усложняющие разработку проектной и рабочей документации на строительство.
Для учета данных условий в соответствии с пунктом 3.14 методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620, применяются усложняющие коэффициенты к базовым ценам указанных справочников.
Цена разработки проектной и рабочей документации при наличии нескольких усложняющих факторов и применении в связи с этим нескольких коэффициентов больших единицы устанавливается с учетом общего повышающего коэффициента, который определяется путем суммирования их дробных частей и единицы.
Предусматривает ли термин «Проектная документация»» стадии «П» и «РД»?
Имеет ли право организация осуществить финансирование разработки РД за счет средств субсидии»?
При подготовке проектной документации состав разделов и требования к их содержанию установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».
В соответствии с п.4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, Данное Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
Рабочая документация может быть разработана после прохождения экспертизы проектной документации. При проведении экспертизы проектной документации должна быть приложена рассчитанная стоимость разработки рабочей документации и включена в сводный сметный расчет.
В связи с изложенным, в главе 12 «Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета объекта капитального строительства предусматриваются затраты на разработку проектной и рабочей документации.
Другие вопросы

При формировании расчета по определению начальной максимальной цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту Заказчик стоимость работ определяет с учетом налога на добавленную стоимость (далее- НДС), в соответствии с приказом Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр. В случаe, если победителем аукциона является организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), то заказчик заключает контракт по цене победителя, не корректируя стоимость на величину затрат по уплате налога. При этом цена контракта считается «твердой» и стоимость «этапа или комплекса» в смете контракта не корректируется. Каким образом заказчик должен формировать стоимость дополнительных или заменяемых работ по данному контракту:
1. с учетом НДС;
2. в соответствии с письмом Минрегионразвития РФ от 16.01.2012 №1076-08/ДШ-05 (т.е возмещение НДС на стоимость материалов, оборудования и механизмов и т.п).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –  Федеральный закон № 44-ФЗ) участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения.
Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.
Учитывая изложенное, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим или физическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрена.
Вопросы, связанные с использованием упрощенной системы налогообложения, относятся к компетенции налоговых органов и регулируются налоговым законодательством.
Справочно сообщается, что Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждены приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее – НМЦК, Порядок № 841/пр, Методика № 841/пр).
Согласно пункту 3 Порядка № 841/пр определение НМЦК и начальной цены единицы товара, работы, услуги производится с учетом налогом на добавленную стоимости (далее – НДС) по ставкам, установленным для соответствующего вида товаров, работ и услуг, за исключением случаев, когда уплата НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не производится.
При этом дополнительно сообщается, что изменения, которые вносятся в Методику № 841/пр, утверждены приказом Минстроя России и находятся на государственной регистрации в Минюсте России, согласно которым в Приложении № 1 «Смета контракта» к Методике № 841/пр НДС указывается отдельно для позиций сметы контракта для которых НДС имеет различные значения.
Пунктами 9–12 Методики № 841/пр предусмотрен порядок внесения изменений в смету контракта в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменения видов и объемов работ и (или) затрат, ранее предусмотренных в ней.
Также сообщается, что сведения о письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10 отсутствуют в федеральном реестре сметных нормативов. При этом письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.01.2012 № 1076-08/ДШ-05 сообщалось о справочном характере указанного расчета и об утрате его значения.
1. Какими нормативно правовыми актами регламентирована обязанность генерального подрядчика расшифровывать резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах выполненных работ, оформленных по форме КС-2 в актах выполненных работ, оформленных по форме КС-2 при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов?
2. В случае возникновения необходимости в выполнении дополнительных работ включается ли резерв средств на непредвиденные работы и затраты в локальный сметный расчет (на доп. работы)?
Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.
В целях возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией, в сводном сметном расчете стоимости строительства (далее – ССРСС) учитывается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, определяемый от итогов по главам 1–12 ССРСС и учитываемый в ССРСС отдельной строкой с распределением по графам 4–8. Указанный резерв средств определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств) в размерах, не превышающих установленных пунктом 179 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.
В соответствии с пунктом 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее – НМЦК, Порядок № 841/пр), НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется с учетом затрат на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки, предусмотренные ССРСС в составе утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации. При этом резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется заказчиком в размере, не превышающем размер, предусмотренный сметной документацией по объекту.
Пунктом 37 Порядка № 841/пр установлено, что в составе цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ учитываются, в том числе, непредвиденные затраты подрядчика (если такие непредвиденные затраты подрядчика учтены при определении начальной (максимальной) цены контракта).
Кроме того, приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр утверждены Типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее – Типовые условия контракта).
В соответствии с пунктом 5.3 Типовых условий контракта при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.